Фото условное. Photo by Ahmet Yalçınkaya
Блог о кино.
Мы начинаем новый спецпроект на нашем сайте под названием «Раскадровка». Несколько раз в месяц мы будем писать о мире кино и рассказывать разные увлекательные истории об актерах, фильмах и обо всем, что связано с миром киноиндустрии.
Свой первый рассказ мы решили посвятить украинцам, которые навеки вошли в историю мирового кино. Ведь уже ни для кого не секрет, что у Стивена Спилберга, Леонардо Ди Каприо и Милы Кунис украинские корни. Но есть люди, чьи имена навсегда остались в истории кино, а многие из нас даже не догадываются, кем они были на самом деле. И так, поехали.
Луис Барт Майер
Да-да, это его имя носит одна из самых известный кинокомпаний в мире «Metro-Goldwyn-Mayer». А началась история успеха знаменитого бизнесмена, который «открыл звезд больше, чем их на небе» в 1884 году в селе Дымер Киевской области. Тогда родился Лазарь Яковлевич Мейер. А Луисом Бартом Майером он стал, когда семья эмигрировала в США. Тут у будущего киномагната и проявился талант к предпринимательской деятельности.
Луис Барт Майер начал с одного местного кинотеатра, который он взял в аренду и восстановил при помощи родных и друзей. А в 1907 году он уже был его владельцем.
Спустя 17 лет он возглавил самую большую кинокомпанию страны «Metro-Goldwyn-Mayer», которая подарила миру такие шедевры, как «Поющие под дождем», «Волшебник страны Оз», «Унесенные ветром», «Бен-Гур» и другие. Звезды, которые снимались в фильмах под началом Майера становились лауреатами самой престижной награды в кинематографе – «Оскар». Кстати, ее тоже придумал Луис Барт Майер. В 1927 году он основал Американскую киноакадемию, которая и вручает золотую статуэтку. Майер тоже получил свой «Оскар». Это случилось в 1951 году. Награду ему вручили за успешное руководство студией MGM, которой он управлял 27 лет.
Дзига Вертов
В Великобритании издается один из самых авторитетных и старых журналов об искусстве кино Sight & Sound. И если открыть его номер за 2014 год, можно наткнуться на список самых выдающихся фильмов всех времен и народов. Его составили после опроса огромного количества кинокритиков. На первом месте – «Человек с киноаппаратом», которую более 90 лет назад снял украинский режиссер Дзига Вертов.
Родился тогда еще Давид Кауфман в 1896 году в польском городе Белосток. Получил музыкальное образование, затем учился в психоневрологическом институте, а после пришел в мир кино. Примерно в то время он взял себе псевдоним Дзига Вертов, что довольно точно описывало его темперамент. В 1920 году Вертов стартовал с документальным журналом «Кноправда», оператором которого был его младший брат Михаил Кауфман. Тогда и родилась теория «киноглаза», согласно которой только камера может фиксировать действительность объективно, ведь человеческий орган несовершенный.
Вертов первым стал использовать технику разделенного кадра, двойную экспозицию и даже анимацию. «До Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать идеи», – говорил директор Французской синематеки Фредерик Россиф.
Вера Холодная
Ее имя – синоним слова «кинодива». Ее внимания добивались генералы, криминальные авторитеты и представители царской семьи, хотя за несколько лет до успеха ее считали некрасивой бездарностью.
Вера Холодная (в девичестве Левченко) родилась в Полтаве в 1893 году. Вскоре она переехала в Москву, где выучилась и вышла замуж. Тогда же она решила стать актрисой. Карьеру Вера начала после того, как муж ушел на фронт. После небольшой роли в постановке «Анны Каренина» актриса обратилась в киноателье к Александру Ханжонкову, который быстро сделал из нее звезду. Сперва ей доставались роли в театре, но в 1914 году состоялся ее кинодебют. Сначала Вера Холодная играла второстепенных персонажей, но после фильма «Песни торжествующей любви» Вера обрела статус иконы мелодрам и законодательницы мод своего времени. За свою карьеру она снялась в более чем 50 фильмах, но до нашего времени сохранилось лишь несколько из них.
Джек Пэланс
В 1919 году в американской Пенсильвании родился Владимир Иванович Палагнюк. Его родители были заробитчанами из Украины: отец из Тернопольской области, мать – со Львовщины. С годами Владимир стал Джеком, а фамилия трансформировалась из Палагнюка в Пеленс. Окончив школу он увлекся театром, пошел на актерские курсы и начал покорять Голливуд. В дальнейшем Джек Пэланс получил признание как актер вестернов. В 50-х номинировался на «Оскар», но заветную статуэтку получил лишь в 1992 году за комедийную роль в фильме «Городские пижоны». Кроме того, в арсенале у Пэланса – номинации на «Золотой глобус» и «Эмми».
Дебют Пэланса в кино состоялся в 1950 году. Он сыграл злодея в фильме-нуаре «Паника на улице». Да и вообще большинство ролей актера – это жестокие и грозные плохие парни. Все потому, что у Пэланса был след от ожога на лице и хриплый голос, хотя в жизни актер был очень мягким человеком, увлекающимся поэзией и искусством. Но это не мешало ему быть твердым в своей национальной идентичности.
В 2004 году во время недели «Российских ночей» в Лос-Анджелесе Джеку Пэлансу должны были вручить почетную статуэтку «Башня Татлина». Но актер отказался от награды фестиваля, обозначив, что он – украинец и с российским кинематографом не имеет ничего общего.
Иосиф Тимченко
За два года до братьев Люмьер и их «Прибытия поезда» харьковский инженер Иосиф Тимченко разработал уникальный аппарат «кинескоп». Он годился для кинопроекции и киносъемки, коей автор девайся и занялся. Тимченко снял всадников и метателей копий, а после в 1894 году презентовал свое изобретение в Москве. Кстати, аппарат находится там до сих пор. В том же году Тимченко, пока Люмьеры еще только готовились шокировать всех на бульваре Капуцинок в Париже, уже во всю устраивал киносеансы в Одессе.
Сам же Иосиф Тимченко родился в 1852 году в селе Окип Харьковской губернии. Учился в механических мастерских Харьковского университета, а после работал по специальности. После переезда с женой в Одессу Тимченко быстро прославился. Он подарил императору Александру II электрический хронометр собственного производства. А взамен получил золотые часы. Тимченко нравилось конструировать что бы то ни было и за свои изобретения он получал медали на раных международный выставках.
В своем самом значимом аппарате – кинескопе – механик использовал не кинопленку, а дисковую фотопластинку. Такой принцип механизма «улитки», придуманный Тимченко, еще долго использовался в 16-мм технике съемки. Это было действительно революционное изобретение, которое, увы, автор так и не запатентовал. Поэтому в мировой истории кино кинематограф начинается с имени братьев Люмьер, а не с харьковского механика.
Автор материала: Лена Макаева.