Фото: REUTERS/Yuri Gripas
На днях стало известно о том, что МВФ одобрил кредит Украине. Сумма нашей стране будет выделена немалая — 15,6 млрд долларов. Кроме того, это первый крупный кредит, который МВФ согласился выделить стране, находящейся в состоянии войны.
Новости, конечно, хорошие, хотя многих беспокоит насущный вопрос: чем расплачиваться будем? И не слишком ли высокой окажется цена для воюющей страны?
И снова «требования МВФ»
Пока СМИ наперебой обсуждают «требования МВФ», напомним еще раз: Международный валютный фонд никаких требований не выдвигает. Единственное, что интересует МВФ, так это чтобы долги вовремя возвращали. А как именно страна планирует обеспечить своевременный возврат – это ее проблемы.
Эксперты не устают разъяснять: мифические «требования МВФ» — это не что иное, как замаскированные под них «хотелки» нашего родного правительства. Украинские власти уже давно наловчились принимать резонансные законы, повышать тарифы и налоги, поднимать пенсионный возраст и т. д., прикрываясь якобы требованиями ненасытного фонда. Это очень удобно, ведь таким простым объяснением можно пресечь любое недовольство населения.
Итак, что же «требует» МВФ на этот раз?
Рост налогов и госдолга
Аналитик Даниил Монин проанализировал меморандум МВФ и пришел к неутешительному выводу: рост налогов неизбежен.
— Я не вижу, за счет чего может вырасти, например, НДФЛ с 6,4-7% ВВП в 2019-2021 годах до 9,1-9,6% ВВП с 2025-го, кроме как за счет увеличения налога на труд, — говорит Монин. – Также не представляю, как можно увеличить НДС до 11,6% ВВП, не поднимая ставку. С 2013-го по 2021-й у нас доходы от НДС стабильно составляли 9,5-10% ВВП. Поэтому, судя по цифрам, сразу после окончания войны НДС вырастет с 20 до 24%. НДФЛ — с 18% до примерно 25%, ЕСВ с 22 до 25%, акцизы — с 2,7% ВВП до 4,2% ВВП (в полтора раза с индексацией каждый год). Это приблизительные цифры, исходя из роста плановых налоговых поступлений.
Плюс увеличение регуляций, тоже как путь в ЕС. Эксперт отмечает, что рецепты «как в ЕС» мы уже увидели, и в ближайшие годы увидим еще много бюрократических новых правил. Украинцы достойны быть в ЕС со всеми европейскими регуляциями и налогами, а вот европейских зарплат в Украине с такими планами точно не будет.
Взамен Украина получит 10 млрд долларов прямых инвестиций ежегодно с 2026 по 2033 год, продолжает Монин. Всего выходит около 75 млрд долларов за 10 лет, причем это на все: и на восстановление Украины, и на частные бизнес-инвестиции. И это притом, что только прямые потери оценены в 135 млрд долларов, а общие — 411 млрд долларов за год войны.
— Судя по данным экспорта-импорта, ВВП Украины через 10 лет составит около 280 млрд долларов с расчетным курсом в 2033-м около 63 грн за доллар, — говорит эксперт. – Госдолг Украины вырастет за 10 лет со 112 млрд долларов (на начало 2023 года) до 215 млрд долларов и составит 77,8% ВВП. Согласно меморандуму, в планах вернуть методы управления экономикой, которые существовали до войны. Коротко их можно описать как «коррупционный консенсус», при котором экономическая политика направлена на обогащение небольшой группы людей. И это в корне противоречит целям программы МВФ, среди которых фигурирует борьба с коррупцией. Если резюмировать, то это планы по превращению Украины в серую зону, где нет стимулов для частных инвестиций, нет места новым рабочим местам, идет медленное восстановление с наращиванием долгов. Не удивлюсь, если реализация этого плана приведет к сокращению населения страны до 25 млн человек к 2033 году.
«Без кредита будет сложно»
Аналитический анализ Даниила Монина не внушает особого позитива, поэтому мы задались вопросом: а так ли уж нужен этот кредит Украине? Может, проще было бы без него?
Экономисты отмечают: данное решение МВФ очень своевременно, поскольку поможет разблокировать масштабное финансирование Украины со стороны международных доноров и партнеров, включая Всемирный банк.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что без кредита нам было бы сложно, тем более что большая часть этого кредита пойдет на погашение старого кредита МВФ.
Что касается условий, то, считает Охрименко, они стандартные: повысить поступление доходов в бюджет. Отсюда и отмена налоговых льгот (прежде всего, отменят 2%-ный налог для упрощенцев), возврат НДС на бензин, повышение тарифов ЖКХ, решение проблем с долгами по коммуналке.
— Я не увидел пока ни невыполнимых условий, которые выдвигает МВФ к Украине, ни излишних или неполезных требований для самой страны, для стабилизации ее финансовой системы, социальной сферы, институционального укрепления и прочих задач для восстановления и оздоровления экономики, — отметил в беседе с KP.UA экономист Александр Гаврутенко. — По сути, в этот раз мы видим не столько перечень необходимых мер или реформ, сколько предоставление ресурса и долгосрочные финансовые гарантии для реализации соответствующих инициатив правительства Украины. Кроме того, такое масштабное сотрудничество с МВФ в такой критический для страны момент является важным сигналом и, скорее, символичным фактором для других доноров, инвесторов, бизнеса. Это кратно увеличивает потенциал привлечения финансовых ресурсов в экономику страны.
В то же время экономист Владислав Банков настроен несколько скептически.
— Ответ на вопрос — стоит ли кредит этих условий? — зависит от того, о ком мы говорим: чиновнике, набивающем карманы за счет распила бюджета, или о простом среднестатистическом украинце, — говорит Банков. — С позиции чиновника сотрудничество с МВФ является несомненным благом, так как позволяет подавать самые безумные «хотелки» власть имущих под видом «требований фонда». С точки зрения простых граждан — это полный трэш и убийство того, что еще каким-то чудом работает, это рост безработицы и тотальная нищета в перспективе. Предисловием этого станет рост налогов, и тарифов, которые, между прочим, обещали до конца войны не поднимать. Еще более странно все эти условия выглядят на фоне периодических скандалов с разворовыванием гуманитарной помощи, распилом бюджета и содержанием на службе сотен тысяч чиновников, основная деятельность которых — получение зарплаты.
А если отпустить курс?
Нельзя не вспомнить и еще об одном пункте меморандума, в соответствии с которым будет отменен фиксированный курс доллара. И хотя отпустят курс не сразу и «послабления» будут вводиться постепенно, все же риски дестабилизации ситуации есть. Впрочем, экономисты считают эти риски минимальными и уверяют: ничего страшного не случится.
— Вряд ли фиксированный курс отменят в ближайшее время, — отметил в беседе с KP.UА Александр Гаврутенко. – К тому же на рынке уже сформированы условия, которые и сейчас позволяют это сделать безболезненно.
Александр Охрименко обращает внимание, что на черном рынке курс уже около 37 грн, а может быть еще ниже. Так что фиксированный курс никому не мешает и особой погоды пока не делает.
— Именно сегодня отмена фиксированного курса не имеет практического значения из-за минимальной разницы, — соглашается Владислав Банков. – А вот в перспективе — сложно сказать, так как ситуация может развиваться очень динамично. К тому же предыдущий опыт говорит нам о том, что любые ограничения являются лишь поводом набить карманы группы приближенных «товарищей» за счет всех остальных граждан.