«Совковый» Харьков
История знаменитого харьковского завода, производившего боеприпасы для бомбардировок нацистских войск.
Харьков — это город, который на протяжении многих десятилетий славился своей промышленностью. На харьковских заводах производили легендарные танки, изготавливали знаменитые тракторы и выпускали «летающие крепости». Огромный вклад местные предприятия внесли и в победу над нацистскими войсками во времена Второй мировой войны. Одно из таких предприятий — харьковский завод «Поршень». Поэтому мы решили остановиться на истории этого известного предприятия, которое оказало немалое влияние на ход самой страшной войны в истории человечества.
Ранее мы писали про ТОП-10 «войн» Геннадий Кернеса за последние пять лет на посту мэра Харькова.
Рождение
История завода началась 15 июня 1930 года. Именно тогда Народный комиссариат местной промышленности УССР подписал приказ «О создании на базе авторемонтных мастерских в городе Харькове завода «Поршень»». Директором созданного предприятия стал Н. П. Братерский. Эти авторемонтные мастерские располагались в помещениях казачьего полка, которые в 1913-1914 годах построили на промышленной площадке, что на окраине Харькова, недалеко от Сабуровой дачи.
В первое время на новом заводе работали только 57 человек. Они были жителями соседних с предприятием кварталов. Деятельность завода началась с ремонта автомашин и тракторов, который выполнялся по заказу различных колхозов и совхозов. При этом необходимые для ремонта детали изготавливали сами рабочие.
В 1932 году харьковский завод «Поршень» перевели в категорию предприятий союзного подчинения. Завод стал специализироваться на производстве запасных частей гильзо-поршневой группы для тракторов. Начался выпуск поршней, поршневых пальцев и гильз цилиндров. К тому моменту на предприятии работали уже 187 человек, а производство увеличилось в десять раз.
Через два года Народный комиссариат сельскохозяйственного машиностроения Советского Союза принимает решения о реконструкции завода «Поршень», которую провели в достаточно короткий промежуток времени. Именно это позволило окончательно сформировать полную структуру промышленного предприятия со всеми необходимыми подразделениями.
К 1937 году производство запасных частей для тракторов на харьковском заводе увеличилось в 23 раза, а производительность труда возросла вдвое.
Война
Еще перед нападением Нацистской Германии на Советский Союз на заводе «Поршень» дополнительно освоили производство минометных мин. Уже с началом боевых действий между двумя государствами объем продукции военного значения увеличился в четыре раза и составил 80% от всего производимого на предприятии.
С приближением фронта осенью 1941 году завод «Поршень» эвакуировали в российский город Омск. В течение января-февраля 1942 года на новом месте осуществили монтаж оборудования, после чего рабочие предприятия продолжили выпускать боеприпасы и запасные части к самой различной технике. Прежде всего, производились корпуса 82-миллимитровых минометных мин, а также цилиндры к трактору-тягачу «ЧТЗ».
В 1943 году Харьков был освобожден от нацистов и завод начали восстанавливать. Уже к 1944 году ввели в эксплуатацию ряд цехов, которые продолжили производство боеприпасов и параллельно вели подготовку к выпуску запасных частей для тракторов и другой сельхозтехники.
Спустя четыре года на заводе «Поршень» началась вторая в его истории реконструкция. С тех самых пор предприятие начало окончательно специализироваться на производстве поршней, поршневых пальцев и гильз цилиндров.
В 1958 году харьковское предприятие реконструируют в третий раз. Началось строительство корпуса будущего алюминиевого цеха, введенного в эксплуатацию до конца года. Он обеспечил поставку на моторные заводы Харькова отливки корпусных деталей и поршней из алюминиевых сплавов вместо чугунных аналогов. Вдобавок реконструкция предприятия позволила увеличить объемы производства в 3,5 раза, а производительность труда — вдвое.
В 70-е годы на харьковском заводе «Поршень» вводятся дополнительные мощности. Они были необходимы для производства трактора «Т-150» с дизельным двигателем «СМД-60». Также в это десятилетие на территории предприятия начинается строительство бомбоубежища на 1200 человек, которое завершили только в 1982 году.
Гибель
Время шло и в 1976 году Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР приняло решение о создании производственного объединения «Харьковтракторозапчасть». В его состав вошли лозовской завод «Трактородеталь», роменский завод «Тракторозапчасть», а головным заводом стал харьковский «Поршень». Подобное объединение помогло превратить филиалы в передовые механизированные производства. Большую часть вспомогательных операций начали выполнять конвейеры, транспортеры и стружкоуборочные устройства.
Однако в 1983 году завод теряет монополию на производство поршневых пальцев в Советском Союзе. По решению Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, часть производства передали на другие предприятия. Поэтому в 1985 году с целью сохранения набранных темпов роста, решения социальных и экономических задач на заводе осваивают производство поршней для «ВАЗ».
И все же 1989 год стал завершающим в определении специализации предприятия, так как производство гильз цилиндров на харьковском заводе остановили и передали в Киевскую и Сумскую области.
Затем Украина обрела независимость и в 1992 году объединение «Харьковтракторозапчасть» распалось, а харьковский завод выделили в отдельное предприятие и преобразовали. Однако завод так и не смог вернуть былой славы. Свое существование он прекратил 6 ноября 2014 года.
Напомним, что мы писали подробности аварии, в которой пострадала харьковская бригада скорой помощи. Подробнее об этом читайте здесь.