Фото: Andreas Lischka с сайта Pixabay
Праздник потребления, родившийся в США, достаточно прочно прижился в Украине. Пандемия, конечно, вносит свои коррективы, продавцы и покупатели активнее уходят в онлайн, но, по всей видимости, коронавирус большой помехой распродажам все же не стал.
О том, что они уже полностью готовы к «черной пятнице», объявили большинство отечественных магазинов, в том числе и продуктовых. Так что теперь со скидками можно купить не только стиральную машину и утюг, но даже пиво и пакет чипсов.
Впрочем, бывалые покупатели советуют быть начеку, поскольку некоторые недобросовестные продавцы вводят в заблуждение, а то и откровенно обманывают доверчивых потребителей. В результате у нас «черная пятница» вроде бы есть, но какая-то неправильная. Витрины «кричат» о скидках, а скидок нет, и даже более того: вместо привлекательных цен покупатели получают обман и подлог.
Наш сегодняшний материал — об основных способах обмана в «черную пятницу».
1. Псевдоскидки
Завысить цену, чтобы потом ее «обвалить» — любимая уловка магазинов во время любых распродаж. Но в преддверии «черной пятницы» она используется особенно часто, поскольку продавцы соревнуются между собой размерами скидок.
Практика показывает, что далеко не за каждой скидкой в 70% кроется скидка даже в 25%. Не исключено, что неделю назад продавец задрал цену вдвое, так что, позарившись на такие «70%», покупатель рискует приобрести вещь дороже, чем он мог бы купить ее в октябре.
Еще более неприятно, когда продавец даже не заморачивается с тем, чтобы сначала поднимать цены, а потом их опускать. Для этого рядом с этикеткой просто пишут якобы прежнюю стоимость товара. Например, товар как стоил 100 грн, так и в «черную пятницу» стоит 100 грн, но продавец утверждает, что раньше он стоил 200 грн.
Совет здесь может быть один — заранее решить, что вы планируете покупать, и отслеживать цены. Если речь идет не об эксклюзивных вещах, а, например, о бытовой технике и электронике, обязательным шагом будет сравнить цены в нескольких магазинах.
2. Несуществующие цены
Не секрет, что украинцы не слишком богаты, и потому основным аргументом при выборе товара для многих является цена. Продавцы об этом прекрасно осведомлены, и многие выставляют на сайтах несуществующие товары по низким ценам. Казалось бы, как это может работать? Да очень просто.
Например, человек ищет утюг без всяких дополнительных функций — лишь бы гладил. И видит, что у одного из продавцов есть утюги по 250 грн, в то время в других торговых точках цены стартуют с 320. Он приезжает к продавцу с минимальной ценой и узнает, что утюги по 250 грн закончились, но есть гораздо лучше, качественнее и долговечнее, всего на 100 грн дороже. В большинстве случаев покупатели соглашаются с предложением: все вокруг в ажиотаже от наступления «черной пятницы», деньги есть, на покупку настроился — не возвращаться же с пустыми руками?
В итоге получается, что недобросовестный продавец сначала привлек покупателя несуществующим товаром с низкой ценой, а потом продал ему товар, который есть в других сетях, причем, скорее всего, у конкурентов и цена будет ниже.
3. «Нагрузка» за полцены
Еще одна «распродажная» уловка маркетологов — продавать товар «с нагрузкой». Чаще всего это касается косметики, парфюмерии, бытовой химии и т.д. Например, вместо реальных скидок покупателю предлагают купить «в нагрузку» крем за полцены, у которого через пару месяцев закончится срок годности. И тут есть удивительный парадокс: покупатель с удовольствием соглашается взять товар за полцены, который, по большому счету, ему и даром не нужен.
4. Только старые модели
Практика показывает, что украинская «черная пятница» кардинально отличается от американской. Если американские магазины выставляют с огромными скидками весь ассортимент, то их украинские коллеги в ночь перед днем «Ч» меняют не только ценники, но и сами товары, пряча от бдительного покупательского ока все самое лучшее, новое и ходовое. А вот после этого уже можно объявить о том, что скидки распространяются на «все товары».
В этот главный «день шопоголика» отечественные продавцы успешно сбывают старые модели и залежавшиеся товары, которые в обычные дни никто не брал. В неразберихе, когда все хватают все подряд, даже неликвид уходит на ура.
Между тем в подобных ситуациях будет нелишним включить здравый смысл. Например, если вы увидели гаджет со скидкой 80%, не исключено, что с ним что-то не так. Если бренд известный, то, вероятно, есть дефект, и было бы неплохо о нем узнать до покупки. Если производитель неизвестный, то, скорее всего, его попросту никто не покупает, потому что он не стоит этих денег.
5. Ложный дефицит товара
Многие интернет-магазины в период распродаж либо включают таймеры обратного отсчета (мол, купить товар по этой цене нужно успеть за 17 часов 30 минут 42 секунды), либо сообщают об ограниченном количестве товара. «Товар на складе заканчивается», — доверительно сообщает сайт даже в том случае, если на складе от этого товара яблоку негде упасть. Маркетологам прекрасно известно, что страх перед упущенной выгодой творит чудеса и легко побеждает доводы разума.
В обычном магазине в таких уловках нет особой необходимости, поскольку тут на благо продавцов работают сами разгоряченные покупатели. Толпа в магазине создает ощущение, что действовать нужно быстро, пока все не разобрали. А вместо таймера обратного отсчета — время работы магазина: пятница-то заканчивается!
Но даже учитывая вышесказанное, было бы неправильно делать вывод о том, что наиболее выигрышная стратегия в «черную пятницу» — это просто игнорировать ее. Да, продавцы действуют по-разному, кто-то играет честно, а кто-то — нет. Но внимательным и настойчивым покупателям обязательно улыбнется удача, и они смогут сделать действительно нужные и выгодные покупки.