Фото: Yelyzaveta Serhiienko/ Press office NBU
На прошлой неделе парламент принял бюджет на 2023 год, в котором впервые за всю историю расходы вдвое превышают доходы. Дефицит бюджета достиг рекордного максимума: 1,3 трлн грн, или 20,6% прогнозируемого ВВП. При таких раскладах очевидно, что без международной помощи Украине в следующем году не обойтись.
Говоря в общем, доходы бюджета формируются за счет трех источников – налоги, внешние заимствования и эмиссия. Остановимся на каждом из них подробнее.
Внутренние поступления: планировали скромно
Доходы страны – это налоги.
— У нас главные налоги — это НДС и НДФЛ (налог на доходы физлиц), — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — НДС идет в госбюджет, а налог с доходов — в местные бюджеты. Чем выше будет инфляция, тем больше денег пойдет в бюджет в виде НДС. А вот что касается НДФЛ, то поскольку большого роста зарплат мы не ждем, соответственно, и роста этого налога не будет.
Впрочем, воспринимать принятый бюджет как документ, который не будет меняться, точно не стоит. Только между первым и вторым чтениями ожидания по тем или иным доходам поменялись на десятки миллиардов гривен. И это вызывает некоторые сомнения в том, что у цифр есть серьезные экономические обоснования.
Так, например, увеличились доходы от НБУ (+51,6 млрд грн), импортного НДС (+27,1 млрд грн), НДФЛ (+14,8 млрд грн), топливного акциза (+7 млрд грн), грантов (+0,4 млрд грн). В то же время ко второму чтению авторы уменьшили ожидания относительно поступлений от налога на прибыль (–21,3 млрд грн) и НДС с произведенных в Украине товаров (- 6 млрд грн).
И все же эксперты, опрошенные «КП в Украине», считают, что эта часть бюджета вполне выполнима.
— Прогнозы по доходу не сверхоптимистичные, так что, несмотря на войну, мы выполним все ожидаемые поступления. Вывоз товаров по морю заблокирован, но есть альтернатива экспорта продукции по Дунайскому каналу, да и наземный транспорт действует, так как инфраструктура не разрушена, — считает аналитик компании Esperio Александр Болтян.
Довольно оптимистично настроен и аналитик Даниил Монин, который соглашается: с доходной частью бюджета проблем возникнуть не должно.
— Налоговые поступления запланированы довольно скромные, — отметил эксперт в комментарии «КП в Украине». – Да, там есть некий риск неисполнения, но Украине от США и ЕС уже обещана помощь в виде грантов от США (18 млрд) и 18 млрд от ЕС, что вполне покроет дефицит бюджета.
Внешние заимствования: лучше, если гранты
В правительстве также не скрывают свои надежды на помощь международных партнеров и не раз озвучивали конкретные цифры: 38 млрд долларов.
По словам украинского премьера Дениса Шмыгаля, приоритет бюджета остается неизменным – безопасность и оборона, причем финансируем мы украинскую армию самостоятельно за счет внутренних ресурсов. Но поскольку, кроме войны, у Украины есть и другие расходы (зарплаты бюджетникам, пенсии и другая социалка и т.д.), без денег международных спонсоров не обойтись.
— Поднимать налоги в текущих условиях просто невозможно, так что можно рассчитывать только на деньги из Европы и США, — говорит Александр Охрименко.
Александр Болтян также считает международные поступления одним из наиболее прогнозируемых и стабильных путей финансовых поступлений.
Несмотря на то, что всю ожидаемую помощь называют заимствованиями, для нас очень желательно, чтобы это хотя бы частично были не кредиты, а гранты. Потому что, чем отдавать такие космические долги, пока непонятно.
Эмиссия: без печатного станка не обойтись
По опыту прошлых лет мы знаем: когда в бюджете не хватает денег, Нацбанк «включает печатный станок» и печатает гривну. Использовать эмиссию для финансирования дефицита бюджета для нас вполне обычная практика, и в 2023-м без нее точно не обойтись.
— Думаю, что собрать 1 трлн налогов Украине будет вполне по силам, — считает аналитик Алексей Куш. – Еще порядка 1,2 млрд грн дадут внешние заимствования, а вот 400 млрд грн придется добавить с помощью эмиссии либо дополнительных источников. Например, прибыль НБУ составит 71 млрд грн (скрытая эмиссия), плюс прямая эмиссия по 20 млрд грн в месяц, то есть минимум 240 млрд грн за год. В качестве дополнительных источников можно рассматривать изъятие прибыли госбанков и госкомпаний, неналоговые поступления – плата за административные услуги, доходы от приватизации, дивиденды госпредприятий.
В свою очередь эмиссия приведет к инфляции, которая в бюджете запланирована на уровне 28%.
ОВГЗ: не доходы, а сплошные расходы
Некоторые аналитики вносят в доходы бюджета выпуск ОВГЗ, однако экономисты с таким подходом не согласны.
— Если вносить продажу ОВГЗ в доходы, то тогда погашение нужно вносить в расходы, и в итоге нужно оценивать сальдо, — говорит Алексей Кущ. – Даже при самом благоприятном развитии событий значительная часть денег, привлеченных на облигации, будет направлена на погашение ОВГЗ, и что-то пойдет в бюджет, если только удастся привлечь больше, чем потратим. Но это маловероятно. С начала войны отрицательное сальдо по привлечению и погашению ОВГЗ составило 60 млрд грн. Это катастрофическая ситуация, которая означает, что наши ОВГЗ приводят не к притоку, а к оттоку средств из бюджета.
По словам эксперта, эта «облигационная аномалия» вызвана неправильной финансово-монетарной политикой. Алексей Кущ с первых дней войны говорит о необходимости реструктуризации и списания части внешнего и внутреннего долга, но этого до сих пор так и не сделали, в результате чего госдолг в следующем году будет больше ВВП. Подробно об этом мы писали здесь.
Еще один прокол Минфина связан с военными облигациями.
— НБУ должен был покупать специальные военные облигации под минимальную ставку – порядка 1% годовых, — поясняет эксперт. – Но ставка по военным облигациям привязана к учетной ставке Нацбанка, то есть составляет 25%. В результате только в виде процентов Минфин в следующем году выплатит НБУ около 80 млрд грн, что еще больше обескровит украинскую экономику.