Кімната під іграшкову залізницю: родина Бойченка про своє незвичайне хобі

Супруги Бойченко — 35-летний Роман и 31-летняя Ирина не на шутку увлеклись необычным и редким, как для нашего города, так и для Украины хобби — железнодорожным моделизмом. Сегодня о том, почему решили построить железнодорожный макет, под который выделили целую комнату в своей квартире.

— Роман, с чего началось ваше увлечение железнодорожным моделизмом?

— Сложно сказать. У многих мальчишек, детство которых припало на советский период и начало 90-х была мечта: железная дорога. И не просто дорога а дорога немецкой фирмы Piko. Еще мой отец рассказывал мне о «паровозиках» которые ездят по кругу по настоящим (пусть и миниатюрным) рельсам. Такой набор был мечтой ребенка, мечтой несбыточной.

Чуть позже мне купили железную дорогу, пластиковую, китайскую, с пластиковыми рельсами и несуразным большим паровозом и двумя такими же вагонами. Он ездил по кольцу и выдавал из себя дым, запах которого не могли вынести все наши домочадцы. И я продолжал мечтать, о настоящей железной дороге, с вокзалом, поездом и конечно же пассажирами.

Взросление принесло первые заработки, и в итоге в один прекрасный день я таки купил себе набор Piko junior, примерно 1988 выпуска. Он был не исправным, но это приобретение положило начало моему увлечению. Спустя несколько лет попал во Францию где открыл для себя удивительный мир моделей железных дорог. От отчима узнал, что в загадочной и неизвестной мне ранее Европе существуют целые ассоциации любителей моделизма и в частности железных дорог.
У него дома я увидел паровоз, который к моему удивлению, не только ездил по рельсам и тянул за собой состав, а еще и издавал звуки как реальный, светил фарами и т.д. Моему удивлению не было предела. А на Рождество я получил в подарок набор, состоящий из локомотива, трех вагонов и овала рельсов размером полтора метра на метр.

Набор пролежал у меня около года, почти не использованный. А вот уже второй мой приезд во Францию стал «роковым», — мне довелось вживую увидеть не просто паровозик, который катится по рельсам, а макет, причем огромный — он был копией железнодорожного узла станции Ницца размером семь на пятнадцать метров. На нем располагались вокзал, люди, жилые дома, фонари, и даже животные, — все было очень реалистично, только очень маленьких размеров. И все это светилось, двигалось, гудело и «жило». С того момента я твердо решил: создам нечто похоже!

— Сколько уже макетов сделали, где их храните, ведь они занимают немало места.

— У вас не совсем правильное представление о моделизме. Главная цель моделиста — не просто сделать макет, а довести его до совершенства. То есть воплотить реальную жизнь в миниатюре. При этом существует огромная разница между диорамой и макетом. На диораме, моделист изображает одно какое-то действие, к примеру танковый бой, а вот колдовать над макетом можно бесконечно.

Мы с женой строим наш макет уже два года и это наверное никогда не закончится. Все время хочется что-то улучшить, изменить, исправить. Живем в типовой трехкомнатной квартире панельного дома и наш макет, который имеет размер 2 на 2.5 метра, занимает сейчас отдельную комнату. Это не только сам макет, это еще и коробки с деревьями, людьми и так далее.

— Деньги и время потраченные на создание макета — не считаем, так как все окупается сторицей удовольствием, которое мы получаем от самого процесса, а также большую радость приносит реакция детей наших друзей, которые приходят в гости и видят это чудо. Вы бы видели, с каким удивлением и восхищением они разглядывают каждую деталь, в этом маленьком и придуманном нами с Ирой мире. Это просто не передать словами.

— Есть ли какая-то группа по интересам в Чернигове или всеукраинская, где вы общаетесь и делитесь опытом с другими людьми с таким же хобби?

— Помимо жд-моделизма я занимаюсь еще коллекционированием моделей автомобилей, в масштабе 1/43 с таким увлечением в Чернигове народу не мало. Что же касается жд-моделизма, то наверное мы единственные такие в городе, хотя хотелось бы верить в обратное.

В Украине есть ребята которые серьёзно занимаются этим хобби. К примеру Miniland UA. Они сейчас создают самый большой железнодорожный мир в миниатюре в Украине, который обещают закончить к осени этого года. Надеюсь у них все получиться и мы сможем увидеть это творение в Киеве.

Очень жаль, что в современной Украине утратил свою популярность институт детских кружков, на которых, в том числе, изучали железнодорожное моделирование. Но я слышал об энтузиастах-одиночках, как например, Владимир Цысь из Кропивницкого, он занимается тем, что обучает моделированию детей. В специализированных группах не состою, но на просторах Интернета, думаю, можно найти такие.

— Где покупаете материалы для создания макетов и какой диапазон цен, какие детали (элементы ландшафта, фигурки людей/животных) делаете собственноручно и из каких материалов?

— В европейских странах работают целые фабрики про производству материалов для моделизма. В основном, — это Германия, так как там и зародилось это хобби еще в начале 20-го века. Основные производители: Noch, Faller, Auhagen, Roco и Piko. Они создают не только подвижные составы и рельсы, но и здания различного назначения (вокзалы, жилые дома, рестораны, фермы), автомотранспорт и конечно же фигурки людей.

Самое интересное, что вы не покупаете готовый дом той или иной фирмы, а он продается в виде конструктора. Здесь можно провести параллель с авиамоделированием, когда самолет, нужно создать из деталей. Домики для макета продаются в коробочке с большим количеством дателей, которые нужно собрать в одно целое. Один такой домик может состоять из трехсот и даже тысячи элементов, в зависимости от размера строения. Цена таких наборов — от десяти евро, заканчивая сотнями.

— Набор мамочек с колясками в количестве трех элементов обходится в 12-15 евро.

Что касается подвижного состава, то здесь цены выше. Один локомотив, скажем, паровоз CNSF со звуком, светом и так далее стоит около 300 евро. Качественный вагон — в среднем 20 евро. То есть, как вы понимаете, это не совсем дешёвое хобби.

— Мы, конечно, не все нужные элементы покупаем в готовом виде. Например, на нашем макете есть скалы, которые моя жена Ирина создавала сама. Нашла у своего отца в куче дров щепки, два дня их разукрашивала акриловыми красками и в итоге получились скалы. Католический храм — самостоятельно вырезали из картона и покрасили. Предметом особой нашей гордости является разрушенный виадук (арочный мост), мы мастерили его больше недели. Это всего лишь кусок пенопласта, каждый кирпичик на котором я чертил ручкой, а за везеринг (состаривание деталей модели, которое придает реалистичность) — отвечала Ира.

— На вашем макете вы воссоздали какую-то реальную станцию или выдуманную?

— Цели воссоздания какой-либо конкретной станции не было. На нашем макете переплелись элементы классической украинской деревни с европейскими ландшафтами, лесами и горами. Мы не знаем, что выйдет в итоге. Интересен сам процесс построения. Каждый раз когда мы подходим к макету возникают все новые и новые идеи.

— Какие навыки надо иметь, чтобы создавать жд-макеты?

— Главное полет фантазии, творческое мышление, иметь картинку в голове от которой можно отталкиваться. Не помешают базовые понятия физики, чтобы понимать и представлять, как движется состав, просчитывать углы поворотов, подъемов и так далее. Ведь мы строим реальную железнодорожную ветвь в миниатюре. То есть маленький локомотив с вагонами должен ездить так, как это было бы в реальной жизни. А если состав не один а несколько, как на нашем макете, то нужно соблюдать очередность прохождения участков (перегонов). К примеру, грузовой состав едет быстрее пассажирского или наоборот. Нужно учитывать скорость прохождения стрелок, подъезда к станции, место остановки локомотива. Но самое главное — желание творить и усидчивость. Скажу откровенно, ели бы не моя супруга, вряд ли мне удалось это одному.

— Расскажите о вопросах масштабирования при создании макетов.

— Это тема отдельной беседы, но коротко постараюсь пояснить. Наш макет имеет типоразмер Н0 это масштаб 1:87. Существуют еще ТТ (1:120) N (1:160) и Z (1:220) не говоря уже о более больших моделях. Чтобы было нагляднее, я приведу в пример картинки взятой из Википедии. Это соотношение размеров моделей по отношению к человеку. Начиная с 1:1 заканчивая 1:220.

— Вы наверное спросите: почему именно Н0? Очень просто. Глядя на картинки станет понятно, что Z очень маленький и рассмотреть все детали практически нереально, но он занимает очень мало места. Мы же стремились к тому, что бы гость мог полностью насладиться не только самой железной дорогой, а и ландшафтом, элементами. Рассмотреть каждую деталь. Ведь, когда человек подходит к макету впервые, — он видит только большие объекты: локомотивы, дома, деревья, горы. Во второй раз уже обращает внимание на наличие людей и в голове вырисовывается задуманный автором макета сюжет: вот, мальчик с отцом ловит рыбу, крестьянка выносит еду гусям, в загородном доме мужчина заигрывает с девушкой, а в ресторане две подруги обсуждают последние события из жизни.

— Спустя еще какое-то время зритель замечает грузчиков на складе, которые ругаются с начальником а их товарищ за углом втихаря пьёт пиво, мать с ребенком на платформе, ожидающих своего поезда, плюшевого мишку в руках этого ребенка…

— Как сказал Павел Гущин из Miniland UA: «это особая магия макета, такая себе медитация» Поэтому, я считаю именно масштаб Н0 наиболее оптимальным.

— Как относятся ваши знакомые к такому увлечению?

— По-разному, некоторые считают нас сумасшедшими, так как мы заняли целую комнату в квартире «игрушкой», другие спрашивают, чем это все закончится и планируем ли мы продавать макет. Есть такие, которые вообще не понимают зачем тратить на подобное хобби и советуют уделять больше времени ребенку. Но точно могу сказать одно: равнодушным никто не остаётся, когда люди узнают о нашем увлечении и вживую видят этот жд-макет.

— С чего начать новичку, который хочет создать небольшой макет или научить этому ребёнка?

— Для начала нужно это увидеть. Лучше в музее миниатюр Гамбурга. После этого подумать, готов ли он тратить свое свободное время не на футбол под пивко, а на работу. Да, это тоже работа, причем очень кропотливая и требующая внимания к деталям. Ну, и конечно же, купить железную дорогу. После покупки набора, человек сам поймет — станет ли для него это хобби или останется детской игрушкой.

— Кто вы и ваша супруга по образованию и помогает ли это в процессе создания макета?

— Я на данный момент безработный, но долгое время работал менеджером по продажам, супруга тоже трудилась в торговле, но сейчас находится в декретном отпуске по уходу за нашим сыном. То есть ни наши профессии ни образование никоим образом не связаны с творчеством, а к моделизму мы пришли именно из-за любви создавать нечто своими руками. Хотя, если отталкиваться именно от творческих задатков, то я, например, в студенческие годы играл в рок-группе на ударных, а Ира всегда любила делать что-то своими руками.

— Какие инструменты используете в ходе создания макета, как осуществляете ремонт вышедших из строя деталей?

— На макете ломаться то особо нечему, рельсы сделаны из металла, как и стрелки. У локомотивов очень сложная конструкция и без определённых инструментов в схему лезть я бы не советовал. Не забывайте, — это очень дорогие «игрушки». Насчёт всего остального, что касается подвижного состава, — то в ходу идут клей и акриловые краски.

— Главные инструменты моделиста это пинцет, хорошее зрение, ножик для точной резки и фантазия. Например грузовые вагоны у нас загружены настоящим углем а стога сена сделаны из обычной верёвки «бичевки». Даже из маленького кусочка дерева можно сделать скалу, а из обычной эпоксидной смолы озеро.

— Проблема взрослых людей в современном мире, — это то, что они разучились мечтать. Вспомните наше детство, когда деревянная палка превращалась в автомат, а листья с кустов служили деньгами для придуманного магазина. В случае с моделизмом, примерно так же — нужно лишь включить свою фантазию.

— Макеты, которые создают люди подобные вам, выставляются затем на каких-то профильных выставках или просто делаются для себя?

— В Украине, к сожалению, профильных выставок не так и много, можно пересчитать на пальцах одной руки. В странах Европейского союза моделизм намного более развит, люди выставляют свои работы, делятся опытом, обмениваются и продают свои шедевры. К примеру, во Франции и Германии практически каждую неделю проводятся слёты любителей моделизма. Мы бы очень хотели, что бы в Украине данный вид хобби был более доступным и воспринят обществом. Но, к сожалению, в наших реалиях это в данный момент совершенно не актуально. У людей есть куча других забот, намного важнее моделизма в любом его проявлении. Да и доступ к качественной продукции этого направлении оставляет желать лучшего.

Gorod.cn.ua

Источник

Новости Украины | Последние новости Украины