Фото: УНИАН
Депутаты от правящей партии «Слуга народа» решили внести изменения в Налоговый кодекс, касающиеся принципа налогообложения граждан. Его суть заключается в том, что предлагается ввести понятие «домоэкономика», разрешить гражданам заниматься мелким бизнесом без открытия ФОПа и при этом смотреть не на доходы каждого отдельно взятого украинца, а в пересчете на всех его домочадцев. В общем, инициатива, на первый взгляд, хорошая. Но юристы и экономисты уже нашли в ней подводные камни.
Что предлагают депутаты
Группа народных депутатов из фракции «Слуга народа», среди которых небезызвестные Галина Третьякова, Даниил Гетманцев и Евгений Брагар, внесла в парламент законопроект «Про домогосподарство (домоекономіку)». Этот документ определяет понятие домохозяйства, утверждает принципы формирования доходной и расходной части бюджета семьи, а также вносит обязанность для получения «социального трансферта» заполнять ежегодную налоговую декларацию. Обязательность декларирования не касается только лиц, получающих пенсионные выплаты и стипендии.
С одной стороны, в документе говорится о том, что регистрироваться в качестве домохозяйства вовсе не обязательно — это дело, почти как колхоз, сугубо добровольное. Но с учетом, что для получения субсидий придется показывать годовой семейный доход, то статус домохозяйств придется получать многим.
Законопроект вроде бы упрощает ведение бизнеса членами домохозяйства. Они смогут заниматься некоторыми видами бизнеса без получения статуса физлицо — предприниматель (по-украински — «фізична особа — підприємець», сокращенно ФОП), что сильно упрощает бюрократическую волокиту на открытие и последующее закрытие ФОПа.
Для того чтобы воспользоваться правом на налогообложение домохозяйства, депутаты предлагают соответствовать нескольким критериям:
подавать годовую налоговую декларацию домохозяйства;
вести бизнес исключительно в составе домохозяйства;
годовой доход домохозяйства не должен превышать сумму 8 миллионов гривен.
К видам предпринимательской (экономической) деятельности, которые разрешается осуществлять без регистрации физического лица – предпринимателя, относятся в основном сфера услуг. (Полный список смотрите в «Конкретно».)
Идея заключается в том, что по итогам года украинцы, которые заняты разрешенными видами бизнеса, будут подавать налоговую декларацию домохозяйства, и им, исходя и этого, насчитывают налоги. Правда, ставка налогообложения в законопроекте не указана. Вероятно, ее будут устанавливать во время обсуждения документа или отдельным законопроектом.
Плюсы законопроекта
Эксперты видят в этом механизме некоторые преимущества для уже существующих ФОПов и тех, кто работает нелегально.
— Представьте ситуацию, что есть семейная пара. И на мужа открыт какой-то вид бизнеса, например, торговая точка или кофейня, — говорит юрист Марина Коваль. — Для того чтобы жена его подменила в случае болезни за прилавком или чтобы она работала официантом за стойкой, сейчас по закону ее нужно оформлять как наемного работника. Если будет проголосован этот законопроект, то члены семьи спокойно смогут подменять друг друга в семейном бизнесе, не опасаясь штрафов со стороны налоговой.
Также, по словам юриста, этот законопроект позволит выйти из тени тем, кто не хочет оформлять ФОП, опасаясь бумажной волокиты, и тем, кто подрабатывает неофициально в период поиска новой работы.
— В законопроекте ничего не сказано о ставках налогов для домохозяйств, — говорит юрист. — Поэтому сейчас невозможно сказать, насколько они будут выгодными по сравнению с открытием обычного ФОПа.
Минусы законопроекта
При этом законопроект может существенно усложнить жизнь получателям субсидий.
— Законопроект определяет понятие социального трансферта (т.е. денежные выплаты, которые не связаны с хозяйственной деятельностью: пособия, субсидии, социальные льготы или услуги и т.п. — Авт.), для получения которого домохозяйство обязано подать годовую налоговую декларацию, — говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. — Кроме того, домохозяйство, которое имеет долги и не может удовлетворить требования кредиторов, признается банкротом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В этом контексте видят угрозы для граждан и другие эксперты. По их словам, если закон будет принят в таком виде, то можно будет лишиться жилья за долги одного из членов семьи, даже если жилье ему и не принадлежит.
— Этот законопроект можно рассматривать в рамках стратегии государства по борьбе с должниками за услуги ЖКХ, — говорит эксперт по вопросам ЖКХ Олег Попенко. — Оформляя законом понятие домохозяйства, легче будет забрать квартиру за долги у людей. Сейчас перед тем, как разобраться с накопившимися долгами, надо посмотреть, кто собственник, кто зарегистрирован, есть ли дети, кто наследники и т.д. Забрать за долги недвижимость по существующей процедуре очень сложно. Если закон вступит в силу, то при зарегистрированном домохозяйстве квартиры будут забирать без суда и следствия, попросту накладывая арест на имущество.
По словам эксперта, также после вступления в силу этого законопроекта будут резко урезаны размеры субсидий.
— Сейчас многие украинцы прописаны (зарегистрированы) по разным адресам, но часто проживают вместе, — говорит Олег Попенко. — В новом варианте регистрация домохозяйства изменит структуру плательщиков услуг ЖКХ и получателей субсидий.
В законопроекте говорится, что ежегодную декларацию для получения социального трансферта не нужно будет подавать только студентам и пенсионерам. То есть тем категориям, о доходах которых государство уже и так все знает.
О чем не сказано в документе
Во всем мире налог на домохозяйства применяется несколько в иной интерпретации. В развитых странах смотрят на доходы в пересчете на количество людей. Ведь холостяк со средней по стране зарплатой будет жить куда лучше, чем семья, где у единственного работающего такая же зарплата делится еще на второго супруга и одного или нескольких детей.
По словам экономиста Алексея Куща, во многих странах доходы ниже определенного уровня не облагаются налогами. И такой же принцип он предлагает применить и в Украине.
— В идеальном случае не должны облагаться налогом доходы, равные реальному прожиточному минимуму, — считает Алексей Кущ. — При этом размеры прожиточного минимума, минимальной зарплаты, минимальной пенсии и необлагаемого налогового минимума должны быть равны.
То есть, по предложенному им механизму, если принять реальный прожиточный минимум, например, на уровне 6,5 тысячи гривен, то холостяк с зарплатой в 20 тысяч грн платил бы налоги так: 20 — 6,5 = т.е. с 13,6 тыс. грн, а семья, где единственный кормилец — отец с теми же 20 тысячами зарплаты, но содержащий жену в декрете и ребенка, платила бы налог с 20 — 3х6,5= с 0,5 тыс. грн.
Но, как мы уже отметили выше, в текущем законопроекте, механизм налогообложения домохозяйств пока не представлен.
КОНКРЕТНО
Какие услуги сможет предоставлять домохозяйство
парикмахерские и косметологические услуги;
юридические консультации;
услуги домашней прислуги;
уход за больными или немощными лицами;
предоставление индивидуальных уроков (репетитора);
индивидуальное воспитание детей (гувернер);
услуги, связанные с очисткой и уборкой помещений по индивидуальному заказу;
ремонт обуви, одежды, бытовых текстильных и трикотажных изделий, ковров и ковровых изделий, кожаных галантерейных и дорожных изделий, мебели, радиотелевизионной и другой аудио- и видеоаппаратуры, электробытовой техники и других бытовых и офисных приборов, часов, других предметов личного пользования, домашнего потребления и металлоизделий;
техническое обслуживание и ремонт музыкальных инструментов;
услуги по стирке и глажке белья и других текстильных изделий;
розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами с лотков и на рынках;
услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
услуги по перевозке груза;
деятельность в сфере ресторанного хозяйства;
другие виды работ, к которым привлекаются члены домохозяйства, кроме видов деятельности, подлежащих лицензированию и относящихся к независимой профессиональной деятельности.
Источник