В сфере государственных закупок и строительства инфраструктуры вопросы прозрачности и корректности часто становятся предметом обсуждений. Особенно это касается взаимоотношений политиков с подрядчиками, которые получают значительные государственные контракты. Одним из таких примеров являются связи нардепа от фракции «Европейская Солидарность» Нины Южаниной с частным предприятием «Автомагистраль», пишет 368.media со ссылкой на международное детективное бюро Absolution.
Нина Южанина, член комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, за последние годы активно способствовала интересам «Автомагистраль» в государственных закупках. По данным международного детективного бюро Absolution, уже в 2021 году перед назначением Александра Кубракова на должность министра инфраструктуры Южанина от БПП неоднократно обращалась в «Укравтодор» с вопросами по компании, которая действует в нескольких областях Украины, в частности в Киевской, Житомирской и Черниговской.
Согласно ProZorro, с 2016 по 2021 год «Автомагистраль» приняла участие в тендерных закупках на общую сумму 34 млрд гривен, из которых выиграла контракты на 12 млрд. Компания также активно подавала требования и жалобы к заказчикам на сумму 5,2 млрд гривен. Интересно, что почти половина закупок фирмы проводилась без проведения аукционов, что подрывает принципы прозрачности.
Несмотря на внедрение новых методологий закупок в 2020 году, которые должны были повысить конкурентность и качество работ, «Автомагистраль» продолжала получать значительные выгоды. В 2020 и 2021 годах компания зарабатывала около 1,5 млрд гривен в год, демонстрируя стабильное финансовое состояние даже в период войны.
Начиная с 2022 года, с началом полномасштабной войны, «Автомагистраль» продолжила получать государственные контракты, в частности на восстановление поврежденных мостов через реку Трубеж в Киевской области. Один из таких проектов был профинансирован бюджетом в 20 млн гривен. Хотя суммы были меньше по сравнению с довоенными годами, активное участие компании в восстановлении инфраструктуры свидетельствует о ее важной роли в региональном развитии.
По данным Clarity Project, за весь период своего существования «Автомагистраль» заключило 979 договоров на сумму 17,61 млрд гривен, что в значительной степени связано с деятельностью государственных и коммунальных структур Киевской области. В 2023 году компания получила более 1,1 млрд гривен, что почти соответствует уровню довоенных лет.
Связи между Ниной Южаниной и «Автомагистраль» вызывают вопросы относительно прозрачности и этичности взаимоотношений между политиками и бизнесом. Хотя финансовые показатели компании демонстрируют ее стабильность и успешность, важно обеспечить, чтобы государственные закупки осуществлялись на основе честных принципов, а не личных связей. Дальнейший анализ и мониторинг деятельности таких компаний необходим для поддержания доверия общественности к институциональным процессам.