Названы последствия санкций Минска для Украины

Названы последствия санкций Минска для Украины

Какие отрасли понесут убытки.

Как отражаются на экономике Украины ограничения, введенные Беларусью? Нашлась ли замена белорусскому бензину? Какие авиакомпании летают вместо «Белавиа» над Украиной? И что с украинским шоколадом, сообщает сайт со ссылкой на dw.com.

Месяц назад, 26 мая, Беларусь ввела торговые ограничения в отношении Украины. Совет министров РБ принял постановление о введении режима индивидуального лицензирования ряда украинских товаров. Оно вступило в силу через десять дней после публикации и рассчитано на полгода. Ограничения на импорт из Украины коснулись кондитерских изделий из какао, пива, фруктовых и овощных соков, строительных плит из древесины, обоев, кирпича, туалетной бумаги, сельскохозяйственных машин для обработки почвы, мебели, стиральных машин и ряда других товаров. Свое решение Минск объяснил «систематическим нарушением Украиной принципов свободной торговли».

Как ограничения отразились на экономике Украины

С просьбой прокомментировать, как ограничения украинского экспорта в Беларусь отразились на текущем состоянии экономики Украины, DW обратилась в украинское министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства, но там посоветовали искать информацию в интернете.

На странице министерства можно найти лишь данные о внешней торговле Украины за 2020 год. В списке топ-15 торговых партнеров Киева в экспорте товаров и услуг Беларусь занимала восьмое место. Украина экспортировала туда товаров и услуг на 1 миллиард 444 миллиона долларов — 2,4 процента от общего объема экспорта страны в 59 миллиардов долларов. На сайте Государственной службы статистики Украины можно найти показатели и по отдельным категориям товаров, которые с мая этого года Беларусь хочет покупать в «режиме индивидуального лицензирования», скажем, шоколад и другие пищевые продукты из какао. В частности, с января по апрель 2021 года Украина экспортировала в Беларусь 1126 тонн шоколада на почти четыре миллиона долларов. Но как лицензирование изменит эту статистику, можно будет узнать лишь по итогам второго полугодия.

Что касается импорта, то в списке 15 основных импортеров в Украину Беларусь занимала в 2020 году пятое место, предоставив товаров и услуг почти на три миллиарда долларов. Это пять процентов от общего объема импорта в Украину в 59,3 миллиарда долларов.

Почти половина бензина в Украине из Беларуси

Ведущую позицию белорусского импорта в Украину составляет бензин марки А-95. По словам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, Украина потребляет ежемесячно 50-60 тыс. тонн такого горючего и еще — 250-260 тыс. тонн дизельного топлива. Поскольку, по его словам, на украинских заправках 45 процентов белорусского бензина, украинский потребитель почувствует любой сбой в системе поставок оттуда.

В конце мая в украинской прессе появились сообщения о том, что торговые ограничения Минска могут затронуть и этот сектор. Но белорусские компании пересмотрели свои планы и объявили сначала о поставке 10 тыс. тонн, а потом и 20 тыс. тонн топлива. Как объяснил эксперт, этого было достаточно. Остальному объему украинские компании нашли альтернативные источники. «В июне приходят два танкера с топливом для сети АЗС ОККО по шесть тыс. тонн каждый. Плюс один танкер с шестью тыс. тонн для опционного рынка. Еще один танкер доставки планирует компания West Oil Group. Это поставки из Греции и Румынии. Украина также увеличила закупки топлива из Литвы. Трейдерам пришлось немного поработать, но они решили проблему с замещением. На рынке пока нет никаких проявлений дефицита», — говорит эксперт.

Кто вместо «Белавиа»?

Одновременно с ограничением торговли Киев 26 мая прекратил воздушное сообщение с Беларусью в ответ на инцидент с Ryanair с оппозиционным белорусским журналистом Романом Протасевичем на борту. А с 29 мая Украина закрыла воздушное пространство уже и для самолетов с белорусской регистрацией. DW обратилась к украинской государственной компании «Украэрорух», регулирующей полеты авиакомпаний над территорией страны, с просьбой прокомментировать, как отсутствие «Белавиа» в украинском небе повлияло на бизнес украинских аэропортов.

В ответе пресс-службы «Украэроруха» сказано, что по итогам 2020 года белорусская авиакомпания «Белавиа» вошла в топ-5 по количеству полетов среди всех авиакомпаний, которые пользовались авиапространством Украины. Ее самолеты летали в аэропорты «Борисполь», «Киев» (Жуляны), «Харьков», «Львов» и «Одесса».

«За прошлый год «Украэрорух» обслужил 142 047 рейсов, из которых 10 644 совершила «Белавиа». За пять месяцев 2021 года (до введения запрета. — Ред.) «Белавиа» выполнила 4 700 рейсов (около семи процентов от общего количества полетов в этот период). На конец мая этого года в расписании компании было около 60 рейсов в Украину на неделю», — сообщает «Украэрорух».

Вместо белорусов — немцы и поляки

По словам руководителя компании Андрея Ярмака, его компания вместе с министерством инфраструктуры, Государственной авиаслужбой и МИД Украины работают над привлечением в воздушное пространство Украины дополнительных транзитных потоков и авиакомпаний. «Уже есть первые результаты: через воздушное пространство Украины в северном направлении, облетая Беларусь, начали выполнять полеты авиакомпании Lufthansa Group и LOT», — пишет Андрей Ярмак.

Отдельный кейс, по его словам, привлечение авиаперевозчиков для использования воздушного пространства Украины над Черным морем в западной части Симферопольского района. «Здесь с июня установлена отдельная учетная зона со специальным размером ставки. Использование этих маршрутов даст очевидные экономические преимущества для украинских и иностранных компаний», — указывает Андрей Ярмак в своем письме.

«Украэрорух» сообщил также об активных переговорах с авиакомпаниями Европы и Персидского региона. Украина убеждает их в эффективности и безопасности полетов в этой части воздушного пространства. В целом, приостановка воздушного сообщения с Беларусью не оказала значительного влияния на статистические показатели мая 2021 года. По информации компании, с началом туристического сезона авиатрафик Украины растет, а возобновление воздушного сообщения опережает среднеевропейские показатели.

Источник

Новости Украины | Последние новости Украины