Фото: nazk.gov.ua
Время «Ч»… прошло. Международный валютный фонд обязал Украину возобновить электронное декларирование депутатов и государственных служащих до конца июля 2023 года, но вот истекает август, а Верховная Рада все не может определиться со вторым чтением законопроекта №9534.
Первая редакция документа в ряде пунктов была подвергнута критике. Общественность требует большей открытости, Национальное агентство по противодействию коррупции – определенности. Параллельно с этим следует решать вопросы безопасности, поскольку страна в состоянии войны.
Риски шантажа
Сразу уточним: речь не о возобновлении е-декларирования материальных благ чиновников и представителей власти, а о возвращении публичности и обязательности этого процесса. С началом войны электронные декларации вывели из свободного доступа и перевели в разряд добровольных. Хочешь – отчитывайся перед НАПК о своем состоянии, а не хочешь или боишься – молчи, пока военное положение.
— С точки зрения безопасности, в этом был смысл, — говорит ассоциированный эксперт Украинского института будущего, бывший сотрудник СБУ Иван Ступак. – Е-декларация – это открытые данные, которые россияне могут использовать против наших политиков и ответственных лиц. Понятно, что декларации могли посмотреть до 22 февраля 2022 года, но с началом полномасштабной агрессии к ним мог бы возникнуть плановый интерес.
Эксперт обращает внимание, что в декларациях указан состав семьи.
— Простой пример: глава военной администрации в прифронтовой зоне, что называется, «достал» врага своими действиями и решениями. Смотрят: у него жена и двое детей. Пусть сейчас не в Украине, пусть за границей, но людей можно отыскать. В какой-то момент глава семьи получает в режиме онлайн фотографии свои родных в парке, на улице, входящих в дом. Подпись: хочешь еще раз их увидеть? И это не в «как в кино», такой способ давления на человека работает по всему миру.
С возобновлением е-декларирования по прежним правилам такие риски остаются, уверен эксперт. Путем шантажа россияне могут вербовать чиновников в свои информаторы.
— Когда война, в первую очередь нужно думать о вопросах безопасности людей и государства, все остальное – вторично, — считает Иван Ступак.
Зависим от помощи – должны выполнить волю
Но сейчас уже очевидно, что война – это не на несколько месяцев, не на год. У одних она отбирает дома и жизни, другие ловко приспособились и с каждым днем приумножают свое состояние. Все коррупционные скандалы, происходящие внутри Украины, не остаются без внимания западных партнеров. А поскольку мы зависим от их помощи, то зависим и от их воли.
Однозначные намеки Украина получала с осени прошлого года, а 31 марта 2023-го МВФ издал меморандум, где прямо заявил, что готов отказать в кредитах, если не будет е-деклараций со стороны чиновников, которые не рискуют собой на фронте, не защищают страну с оружием в руках.
К этому стоит добавить, что в октябре Еврокомиссия должна решать, начинать ли переговоры о членстве Украины в ЕС, а возобновление е-декларирования есть в пакете условий по активизации борьбы с коррупцией.
Но депутаты все не могут найти «золотую середину». Первый законопроект за авторством Давида Арахамии полгода лежал без рассмотрения, второй в первом чтении был проголосован оперативно, но воспринят с критикой.
Активисты от борьбы с коррупцией возмущены, что в декларациях не будут указаны третьи лица, то есть родственники декларанта, на которых можно списать «золотые горы». НАПК недовольно положением, по которому чиновников призывают декларировать только аренду имущества, стоимость которой превышает в настоящий момент 134 тысячи гривен. Это приведет к манипуляциям в пользу сокрытия средств.
Что касается сил обороны (декларации подлежат военные, занимающие распорядительные, административно-хозяйственные должности, офицеры в звании от майора и выше, все сотрудники военкоматов), то законопроект предлагает, что отчитываться о доходах они будут в течение трех месяцев после окончания войны либо окончания службы.
Боевых офицеров это защитит от огласки. Но широким понятием «силы обороны» могут прикрыться коррумпированные тыловики-снабженцы, прокуроры, следователи… Да те же военкомы, пока идут бои, смогут списывать на тещ испанские виллы.
Пока никто не знает, в какой редакции будет принят закон. Простые украинцы уповают на него, как на уздечку, которая сдержит любителей наживаться на закупках и поставках, связанных с войной, или покупках и строительствах, с войной не связанных.
Сбудутся ли эти расчеты?
Проглотили и переварили
В Государственном реестре судебных решений поиск приговоров по статье о незаконном обогащении не дал ни единого результата. Приговоры по недостоверному декларированию есть, но что такое 45 тысяч гривен штрафа для народного депутата? Или 30 тысяч для чиновника областной администрации?
— Электронное декларирование наши коррупционеры давно уже проглотили и успешно переварили. И сейчас оно не мешает им жить, — говорит политтехнолог Тарас Загородний. — Когда мы рассматриваем коррупционера как одну человеко-единицу, это ни на что не влияет. Если будет больше рисков попасться на несоответствии официальных доходов и расходов, чиновник решит, что нужно украсть не 10 миллионов, а 100. Чтобы иметь достаточно денег на адвокатов, на сделку со следствием и еще детям с внуками чтобы осталось.
Политолог высказывает довольно смелую мысль:
— В декларациях должны быть указаны все связанные с чиновником лица, и ответственность должна быть семейная. Семью коррупционера нужно рассматривать как организованную преступную группировку. Чтобы чиновники не одаривали тещ «Мерседесами» и особняками. Чтобы взрослые дети не врали: мы не знали, откуда у папы деньги. По нашему законодательству частные долги переходят по наследству, тогда почему не могут переходить долги перед государством? Не возместил ущерб – будет возмещать жена, сын, внуки. Такая система в Южной Корее, и, поверьте, она рабочая. Только так можно разбить уверенность, что если за коррупцию как-нибудь и накажут, но семья останется жить припеваючи.
Польза однозначно будет
За возобновление е-декларирования выступают не столько депутаты и уж точно не чиновники. А общественные организации и СМИ.
— Польза однозначно будет, если возобновим режим, который был до войны, — уверен политолог Олег Постернак. – Когда журналисты и активисты могли знакомиться с декларациями, чиновники и депутаты чувствовали себя не так свободно, как сейчас, вынуждены были оправдываться, а это сдерживает. Е-декларирование – это процесс, который помогает гражданскому обществу контролировать тех представителей бюрократии и власти, которые свои эгоистические интересы ставят выше государственных.
Политолог подчеркивает, что не только поставленные МВФ условия должны подстегнуть депутатов принять закон.
— Война затягивается, и будет очень плохо, если под этим предлогом общество потеряет инструмент влияния на власть. Это во-первых. Во-вторых, сейчас уже не то время, когда мы могли что-то обещать и не выполнять. Сейчас должны быть четкие действия по интеграции украинского законодательства в европейское.
Политолог отмечает, что очень важно, чтобы за спорами вокруг возвращения обязательного е-декларирования не были упущены отчеты о доходах за полтора года войны. Но здесь тоже вопрос: закон обратной силы не имеет, принуждение задним числом может быть расценено, как нарушение Конституции.
Кто подал декларации во время войны
По состоянию на 7 августа, добровольные декларации за 2021 год в НАПК подали:
45 народных депутатов, 5 министров, 3 заместителя руководителя Офиса президента, 34 966 госслужащих категории «А» и «Б», 2494 судей, 9841 прокурор, 7 руководителей ОГА и ОВА.