Фото: tsoua.com
В Украине много говорят о необходимости приватизации госпредприятий. Мол, государство – это худший собственник, а под руководством частного менеджмента эти предприятия станут более эффективными. Но ряд компаний пока что остаются в госсобственности, и так будет продолжаться какое-то время. Одни являются стратегическими, а на других, таких, например, как госбанки, сейчас нереально найти покупателя. И на днях некоторые из этих компаний отчитались о прибылях и убытках по итогам девяти месяцев этого года.
Плюсы и минусы
Если брать сухую математическую статистику, то из пятнадцати отчитавшихся компаний две трети показали позитивный результат, а треть – убытки.
Наибольшую прибыль получило «Укргидроэнерго» на сумму 9,14 млрд грн., на втором месте «Оператор газотранспортной системы Украины» — 5,8 млрд грн, а замыкает тройку лидеров «Энергоатом» — 2,35 млрд грн. В пятерку вошли также «Администрация морских портов» с результатом 1,44 млрд грн и «Укроборонпром», получивший прибыль в 797 млн грн.
Положительные результаты продемонстрировали Полиграфкомбинат «Украина» — 235 млн грн, аэропорт «Борисполь» — 189 млн грн, «Укрпочта» – 131 млн грн и Аграрный фонд – 1 млн грн.
«Нафтогаз» поступил хитрее. Компания отчиталась о прибыли в 9,78 млрд грн отдельного юридического лица «Нафтогаз». То есть это рекордный показатель, и наверняка это позволит насчитать неплохие бонусы руководству газового монополиста по итогам года. В то же время компания отчиталась о совокупном чистом убытке 4,37 млрд грн группы предприятий, которыми управляет «Нафтогаз». То есть убытки были списаны на дочерние фирмы. Это напоминает анекдот про мальчика, которого родители назвали Изяславом, что в дальнейшем позволило ему в зависимости от необходимости представляться или Изей, или Славой.
Среди самых убыточных предприятий оказались «Укрэнерго» с 2,74 млрд грн убытков, «Укрзализныця» — 461 млн грн, «Госпродзернокорпорация» — 328 млн грн, корпорация «Автомобильные дороги Украины» — 118 млн грн и «Украэрорух» — 77,5 млн грн.
Транспортные компании собственные убытки объясняли влиянием ограничений на перевозки, которые были введены из-за антиковидных мер, зерновая корпорация — снижение доходов из-за проблем с китайским контрагентом, а «Укрэнерго» — специальными обязанностями перед «зеленой» энергетикой.
Доходы руководства
В свою очередь доходы руководства госпредприятий, похоже, не сильно зависят от того, какой финрезультат показывает возглавляемая ими компания. С октября госкомпании должны публиковать финансовые данные своих руководителей, но не все еще выполнили это требование закона. Поэтому по некоторым компаниям мы брали данные за прошлый год, а по некоторым попросту не нашли.
Безусловный лидер рейтинга самых высокооплачиваемых — экс-глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев. Его годовой доход в 2020 году составил 347 миллионов гривен, или по 29 миллионов в месяц. Правда, весной этого года на смену Андрею Коболеву пришел его «заклятый друг» Юрий Витренко. И сейчас его заработная плата на должности председателя правления НАКа за ноябрь составила скромные 51,3 тысячи гривен. При этом дополнительных вознаграждений за работу председателем правления в последнем осеннем месяце Витренко не получил. Возможно, его ждет премия по итогам года.
Интересно, что при Андрее Коболеве зарплата Витренко в «Нафтогазе» была в 940 раз выше и составляла около 48 миллионов гривен в месяц. За полгода работы в компании в 2020 году он задекларировал почти 285 млн грн. Но не исключено, что зарплата его была ниже, а за увольнение ему выписали компенсацию. Сейчас же, когда он сам возглавил НАК, его зарплата по официальной статистике выглядит куда как скромнее.
Зарплата генерального директора акционерного общества «Укрпочта» Игоря Смелянского за октябрь несколько раз трансформировалась. Сначала в компании сообщили, что он получил 272 тысячи зарплаты и почти 41 тысячу в виде надбавок, но потом уточнили данные, и оказалось, что зарплата главы почтового оператора составила 977 тысяч гривен. Доходы главы правления убыточного «Укрэнерго» Владимира Кудрицкого за тот же месяц составили 558 тысяч гривен.
Гендиректор аэропорта «Борисполь» Алексей Дубревский в октябре получил почти 512 тыс. гривен. Генеральный директор государственного концерна «Укроборонпром» Юрий Гусев задекларировал 410 тыс. гривен зарплаты по итогам двух месяцев — в октябре-ноябре. При этом за октябрь он получил 144 тыс. грн, а в ноябре 266 тыс. грн.
Гендиректор «Укргидроэнерго» Игорь Сирота за октябрь получил 372,9 тыс. гривен зарплаты. И. о. главы Администрации морских портов Украины Александр Голодницкий в октябре получил почти 289 тыс. грн.
Руководитель Аграрного фонда Украины Богдан Банчук показал зарплату за октябрь на уровне 258 тыс. грн. И. о. главы «Автомобильных дорог Украины» Тарас Петрушак в октябре получил 233 тыс. грн.
Временно исполняющий обязанности президента «Энергоатома» Петр Котин задекларировал 144 тыс. гривен зарплаты в октябре.
КСТАТИ
Какими должны быть зарплаты топов
Высокие зарплаты руководства госкомпаний всегда будоражат умы обывателей. И эксперты говорят, что согласно мировому опыту нельзя ставить такие высокие ставки топ-менеджерам, если средний доход в стране существенно ниже.
— В Украине отсутствуют четкие критерии регулирования фонда оплаты труда чиновников и менеджеров госкомпаний, — пояснил «КП в Украине» экономист Алексей Кущ. — Общепринятая практика — максимальная ежемесячная выплата в госсекторе с учетом премий и надбавок не должна превышать 10-кратного размера средней зарплаты по стране, то есть на данный момент — 140 тыс. гривен (эквивалент 4,5 тысяч евро, что сопоставимо с зарплатой среднего чиновника в ЕС). Вместо этого в Украине происходит настоящая управленческая вакханалия, когда выплаты в госсекторе вообще не имеют законодательного ограничения. И если завтра чиновник или менеджер госкомпании начислит себе премию в размере годового госбюджета — это не будет противоречить ни одному закону.
По словам эксперта, самая вредная иллюзия заключается в том, что высокие зарплаты — это страховка от коррупции.
— На самом деле, даже космические выплаты не соответствуют образу жизни чиновников, эти деньги им нужны для обоснования официальных затрат на содержание своих домохозяйств, путешествий и некоторых покупок, — уверен Алексей Кущ. — Реальные бюджеты у них в десятки раз выше.
Графика «КП в Украине»
Итоги хозяйственной деятельности государственных предприятий за первые три квартала 2021 года
ПРИБЫЛЬНЫЕ
Компания | Финрезультат | Зарплата руководителя в месяц (данные за октябрь) |
Нафтогаз | + 9,78 млрд грн | 51,3 тыс. грн (было 48 млн грн – в 2020 году) |
Укргидроэнерго | +9,14 млрд грн | 373 тыс. грн |
Оператор газотранспортной системы Украины | +5,8 млрд грн | Нет данных |
Энергоатом | +2,35 млрд грн | 144 тыс. грн |
Администрация морских портов | +1,44 млрд грн | 289 тыс. грн |
Укроборонпром | +797 млн грн | 144 тыс. грн |
Полиграфкомбинат «Украина» | +235 млн грн, | Нет данных |
Аэропорт «Борисполь» | +189 млн грн | 512 тыс. грн |
Укрпочта |
+131 млн грн |
977 тыс. грн |
Аграрный фонд |
+1 млн грн |
258 тыс. грн |
УБЫТОЧНЫЕ
Компания | Финрезультат | Зарплата руководителя в месяц (данные за октябрь) |
Украэрорух | — 77,5 млн грн | 218 тыс. грн (июнь 2021) |
Автомобильные дороги Украины | — 118 млн грн | 233 тыс. грн |
Госпродзернокорпорация |
— 328 млн грн, | Нет данных |
Укрзализныця |
— 461 млн грн | 490 тыс. грн (в 2020 году) |
Укрэнерго |
— 2,74 млрд грн | 558 тыс. грн |
Группа «Нафтогаз» |
— 4,37 млрд грн | 51,3 тыс. грн (было 48 млн грн) |