Аналитика
Сайт 057 разбирался, что означает принятый Верховной Радой законопроект о всеукраинском референдуме.
26 января Верховная Рада проголосовала за инициированный Владимиром Зеленским проект Закона «О народовластии через всеукраинский референдум». Президентский законопроект поддержали 255 народных депутатов, а его принятие сопровождалось «жаркими» спорами в сессионном зале парламента и различными обвинениями оппозиции в адрес власти.
Редакция сайта 057 разбиралась, почему для команды Зеленского важно было проголосовать за инициативу президента, что означает принятый нардепами закон для украинцев и какую опасность он может нести для страны.
Почему для команды Зеленского важен принятый закон
За проект закона главы государства преимущественно проголосовали народные депутаты от пропрезидентской фракции «Слуга народа», которая составляет монобольшинство в Верховной Раде. И это не удивительно, поскольку одним из главных пунктов в предвыборных программах как Владимира Зеленского, так и «слуг народа» было введение механизмов влияния граждан на решения власти через референдумы.
В своей программе Зеленский утверждал, что его первой законодательной инициативой станет законопроект «О народовластия».
«В нем мы вместе закрепим механизм, по которому только народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии. В современной Украине это должно происходить с максимальным использованием новейших технологий», — отметил он.
Однако Владимир Зеленский, мягко говоря, слукавил, когда заявил, что его первой законодательной инициативой будет именно вышеуказанный проект закона. Ведь первым законопроектом, который подал в Верховную Раду новоизбранный президент, стало предложение внести изменения в Закон «О публичных закупках» по осуществлению закупок во время избирательного процесса. А сам проект закона «О народовластии через всеукраинский референдум» Владимир Зеленский подал лишь спустя год. На его рассмотрение народным депутатам понадобилось почти восемь месяцев. За это время президент не раз подчеркивал, что «хочет чувствовать народ, поэтому ему лично очень важен вопрос народовластия».
После принятия закона Зеленский раскритиковал противников своей инициативы и похвастался выполнением предвыборного обещания.
«Политики теряют часть влияния, потому и критикуют этот закон. Если заметили, то это уже закономерность: если общество что-то поддерживает, а политики против — значит, у политиков что-то хотят забрать. Так было, когда мы отменили депутатскую неприкосновенность, так произошло и сейчас. Для некоторых это катастрофа, потому что теперь важные решения смогут принимать не они, а все граждане Украины на референдуме. Мы это обещали — мы это сделали. Мои поздравления народу Украины, мои соболезнования отдельным партиям», — сказал глава государства.
Как утверждает политолог Петр Олещук, из всех пунктов предвыборной программы Владимира Зеленского именно этот было выполнить сравнительно просто.
«Я думаю, что для Зеленского было критически важно продемонстрировать реализацию предвыборной программы. Думаю, что это и является основным назначением подобного закона, поскольку вряд ли он будет на практике применяться очень часто и широко. Все-таки соответствующие ограничения в законопроекте довольно серьезные», — отметил Петр Олещук.
Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко напоминает, что во время президентских выборов 2019 года Зеленский неоднократно говорил о своей симпатии к опыту Швейцарии
«Зеленский говорил, что ему нравится опыт участия граждан в принятии решений по важным вопросам через институты прямой демократии. Это одно из главных его политических обещаний. Сейчас к закону такое повышенное внимание, поскольку он ассоциируется с самим Владимиром Зеленским»,- подчеркнул Владимир Фесенко.
Что означает закон
Согласно принятому законопроекту, всеукраинский референдум является формой непосредственной демократии в Украине, способом осуществления власти непосредственно украинским народом, заключающийся в принятии гражданами страны решений путем голосования в порядке, установленном Конституцией Украины и этим законом. Принять участие в референдуме смогут все граждане Украины, которым исполнилось 18 лет и не признанные в установленном законом порядке недееспособными.
Предметом всеукраинского референдума могут быть вопросы:
- утверждения закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины;
- общегосударственного значения;
- об изменении территории Украины;
- о прекращении действия закона Украины или отдельных его положений.
В то же время не могут быть предметом всеукраинского референдума вопросы:
- противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права;
- отменяющие или ограничивающие конституционные права и свободы человека и гарантии их реализации;
- направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
- в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
- отнесенные Конституцией Украины и законами страны к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
При этом на голосование можно вынести только один вопрос, на который будут предложены ответы «да» или «нет».
Всеукраинский референдум об утверждении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины назначается президентом, а относительно изменения территории страны — Верховной Радой.
Инициатором всеукраинского референдума может стать и народ Украины. Так, глава государства свои указом провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе, если его требуют не менее трех миллионов граждан, собраны подписи не менее чем в двух третях административно-территориальных единиц и не менее чем по сто тысяч в каждой из них. На референдуме граждане страны могут поднять вопрос общегосударственного значения или выступить с требованием о прекращении действия какого-либо закона Украины. По словам вице-спикера Верховной Рады Руслана Стефанчука, приблизительная стоимость проведения одного референдума составит около двух миллиардов гривен.
Всеукраинский референдум считается состоявшимся, если участие в голосовании приняли не менее 50% избирателей от числа включенных в Государственный реестр избирателей. В то же время решение референдума считается действительными, если за него проголосовали более половины избирателей. Принятое на голосовании решение можно отменить только на повторном референдуме и не ранее чем через три года.
Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко предполагает, что благодаря принятому закону в Украине появиться возможность опять проводить общенациональный референдум.
«У нас была длительная пауза в несколько лет. В 2018 году КСУ признал неконституционным прежний закон «О референдуме» и получилась парадоксальная ситуация: есть конституционная норма о референдуме, право на референдум, а проводить его невозможно. И все из-за того, что не было закона. Сейчас это противоречие преодолели и теперь можно проводить референдумы»,- отметил Владимир Фесенко.
Политолог Петр Олещук подчеркивает, что законопроект предоставляет теоретическую возможность народу Украины более активно и непосредственно принимать участие, например, в законодательном процессе.
«Ранее референдум носил лишь консультативный характер. Принятый закон впервые делает решение референдума обязательным. Теперь какое бы решение не приняли на референдуме — оно уже не требует каких-либо подтверждений Верховной Радой или другим органом. Но процедура инициации референдума по народной инициативе довольно-таки непростая. Она требует большого числа подписей в разных регионах страны с последующей их проверкой. То есть нужна серьезная организация со стороны граждан. Вероятнее всего, инициировать референдумы в основном смогут какие-либо политические силы. Ну, и проводить их часто не получится, если учитывать два серьезных требования в законе: референдум запрещено проводить одновременно с выборами и на голосование нельзя выносить более одного вопроса. Поэтому маловероятно, что общенациональные референдумы станут для нас чем-то повседневным», — считает Петр Олещук.
Какую опасность может нести закон для страны
За месяц до голосования в первом чтении, которое состоялось 18 июня 2020 года, спикер парламента Дмитрий Разумков направил в Венецианскую комиссию запрос на вывод относительно президентского законопроекта. И хотя комиссия достаточно оперативно предоставила необходимые рекомендации — это не спасло инициативу Владимира Зеленского от шквала критики со стороны оппозиционных к власти партий и политиков.
Оппозиционеры утверждают, что нормами законопроекта могут воспользоваться пророссийские силы, а прописанная в нем возможность проведения референдума при помощи онлайн-голосования несет угрозу национальной безопасности из-за недостаточной защиты украинских электронных систем. Вдобавок некоторые из них считают, что принятая редакция закона не позволит организовывать референдумы по народной инициативе, а подобным голосованием власть планирует заменить законодательный орган в лице Верховной Рады и тем самым подорвать демократию.
Например, глава парламентской фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко заявила, что законопроект монобольшинства не имеет никакого отношения к народовластию.
«Это иллюзия и имитация народовластия, которая закрывает людям возможность сказать свое слово. Почему? Потому что провести референдум по этому закону люди не смогут никогда. Это нереалистично по процедурам, прописанным в документе. Не говоря уже о том, что этот законопроект антиконституционный от начала и до конца. Мы требуем отправить законопроект власти на повторное второе чтение. Мы должны разработать и принять честный Закон «О референдуме». Это даст людям реальную возможность влиять на курс страны, который более 70 процентов считают ошибочным», — убеждена Юлия Тимошенко.
В свою очередь народный депутат от фракции «Европейская солидарность» Виктория Сюмар предполагает, что закон могли писать для того, чтобы внести в Конституцию особый статус Донецкой и Луганской областей.
«Потому что можно поставить вопрос, вы соглашаетесь с тем, что Донецк и Луганск должны иметь особые статусы и это приведет к установлению мира на Донбассе. Если так будет стоять вопрос, то какими будут ответы? Конечно, ответы, скорее всего, будут положительными, люди это поддерживают. Фактически это будет означать полный компромисс с Россией и выполнение всех российских «хотелок». А после этого все будет очень просто: если мы интегрируем российских боевиков и ставленников в украинский политический организм — фактически этот организм будет отравлен навсегда. Здесь никогда не будет стабильности. И Россия достигнет своей цели — она снова возьмет Украину под контроль через своих агентов», — считает Виктория Сюмар.
В итоге против инициативы президента проголосовали фракции «Европейская солидарность» и «Голос», а народные депутаты от «Батькивщины» воздержались. Мнения в пророссийской фракции «ОПЗЖ» разделились: часть нардепов были против законопроекта, часть — воздержались.
По словам политолога Петра Олещука, в этом законе довольно четко прописан перечень ограничений для тем, которые могут быть вынесены на референдум.
«Например, референдум нельзя провести по вопросам налогов, амнистии и ряда других тем. Вдобавок референдум не может ставить под сомнение территориальную целостность Украины. При этом в законе предусмотрено проведение референдумов по поводу изменения территории. Однако эта норма говорит о том, что де-факто такой референдум возможен для очень маловероятного случая как, например, принятие в состав Украины какой-либо территории. Также у многих вызывает опасение норма об электронном голосовании. Действительно она выглядит довольно-таки неоднозначной, если учесть информацию о вмешательстве в выборы в Западных странах. Но тут нужно понимать, что на данный момент эта норма не действующая. Для того чтобы у нас было возможным онлайн-голосование во время референдумов, в Украине нужно создать электронный реестр избирателей, которым сейчас никто не занимается. Электронное голосование — это очень отдаленная перспектива», — уверяет Петр Олещук.
Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко считает, что разработчики закона, в принципе, подстраховались.
«В закон внесли целый ряд предохранителей. Например, нельзя проводить референдум по вопросам деятельности судебных и правоохранительных органов. Еще одна новация в законе — нельзя проводить референдумы, которые касаются международных обязательств Украины или индивидуальных и коллективных прав и свобод людей. Предохранителей достаточно много. Однако тут мы подходим к реальным проблемам. Если возникает спор или подозрение по поводу конституционности той или иной темы для референдума, должен предоставить свою экспертизу КСУ. А мы сейчас видим, что в Украине проблема с Конституционным судом. И непонятно как быстро ее разрешат. Есть еще одна проблема, которая может возникнуть. Одна из новаций закона состоит в том, что на референдуме можно отменять уже принятые законы. Пока очень сложно сказать, как это будет работать», — считает Владимир Фесенко.
Сейчас принятый нардепами законопроект вызывает больше вопросов, чем ответов. И только после проведения дебютного референдума по новому законодательству станет понятно, какие на самом деле возможности получил в свои руки народ Украины. А пока остается надеяться, что президентская инициатива не превратится в «троянского коня», которым смогут воспользоваться антиукраинские силы и недобросовестные политики.
Напомним, что редакция сайта 057 рассказывала, чем богата семья нового гендиректора «ХТС» Василия Скопенко. Подробнее об этом читайте здесь.