Фото: Ковальчук Виктор/УНИАН
О том, что украинцев ждут большие изменения в сфере субсидирования, в своем недавнем интервью рассказал замглавы Офиса президента Ростислав Шурма. По его словам, в Украине в ближайшее время планируют изменить механизм назначения и выплаты субсидий, что, в свою очередь, повлечет изменение коммунальных тарифов. Естественно, в большую сторону.
Большие проблемы
Проблемы нынешней системы субсидирования тесно связаны с замороженными тарифами. Ситуация кажется безвыходной. С одной стороны, в условиях войны и прогрессирующего безденежья поднимать коммунальные тарифы было бы, мягко говоря, несвоевременно.
С другой стороны, вся коммунальная система уже давно трещит по швам, а чиновники и эксперты в один голос говорят: нынешние коммунальные тарифы, какими бы астрономическими они ни выглядели для среднестатистического украинца, все же недостаточно высоки для того, чтобы именоваться рыночными. В связи с этим страну медленно, но уверенно готовят к мысли, что по окончании отопительного сезона тарифы вырастут.
По словам Ростислава Шурмы, сегодня нарабатываются различные механизмы решения проблемы субсидирования, и в течение одного-двух месяцев правительство озвучит свои предложения.
В частности, Шурма озвучил вариант полноценной монетизации субсидий, когда люди платят справедливую цену, но при этом получают компенсацию от государства. При этом одной дешевой цены для всех не будет, поскольку не должно быть так, что олигархи и одинокие бабушки платят за потребленное электричество по одинаковому тарифу.
Вторая составляющая — это адресные субсидии нуждающимся гражданам, которые стали возможны благодаря современным IT-технологиям. Основные вводные, говорит Шурма, такие: государство адресно помогает рядовым гражданам, нуждающимся в помощи. А те, кто могут платить, должны платить, чтобы компании продавали свои продукты по справедливой цене и имели стимул для наращивания производства электроэнергии, добычи газа и нефти.
«Кто везет, на том и едут»
Послушаешь украинских чиновников — и складывается впечатление, что они то ли сами ничего не помнят, то ли считают, что у нас памяти нет. Сказки о мифическом «наращивании производства» нам рассказывают каждый раз, когда взвинчивают тарифы. Но потом дело заканчивается многомиллионными премиями очередному «коболеву» и, например, провалом программы 20/20, которая предусматривала добычу 20 млрд кубометров газа в год еще с 2020 года!
А еще все они живут в каком-то параллельном мире, где все население делится на олигархов и пресловутых «бабушек». То есть, если ты не бабушка на пенсии, то автоматически олигарх, а значит – плати по полной программе!
— Наша семья на субсидию не подается, хотя мы уже едва сводим концы с концами, особенно последний год, — говорит подруга. – Живем в трехкомнатной квартире с детьми и мамой-пенсионеркой, только за отопление пришел счет на 2400 грн. Этого мало? Когда я читаю подобные заявления чиновников о том, что «богатые» не должны платить по тем же тарифам, что и «бабушка», прекрасно понимаю, что в данном случае «богатые» — это не список «Форбс», а мы с мужем! Как говорится, кто везет, на том и едут. У нас одни друзья подались на субсидию, вторые вообще уже несколько лет за коммуналку не платят – им вообще все равно, будут поднимать тарифы или нет. В такой ситуации чувствуешь себя каким-то лохом. Я не понимаю – чего власти этим хотят добиться? Чтобы мы тоже платить перестали?
Долги вырастут
Эксперты практически не сомневаются, что с ростом тарифов до окончания войны ждать не будут, и они поднимутся уже весной. В зоне риска — прежде всего тарифы на электроэнергию. И тут масла в огонь подлило свежее интервью «Апострофу» советника премьер-министра Украины Юрия Бойко.
Советник в очередной раз заявил о необходимости преодоления кризиса в энергетике, сообщил о том, что сегодня тариф на электричество для бытовых потребителей примерно вчетверо ниже реальной цены, и предположил: чем более радикальный вариант будет предпринят, тем быстрее в рынок придут инвестиции. После чего практически слово в слово повторил слова Шурмы – мол, адресные монетарные субсидии для незащищенных слоев населения способны полностью нивелировать социальное напряжение.
Это позволило СМИ прийти к логичному выводу: тариф на электроэнергию вырастет в четыре раза, причем уже этой весной. Но эксперты считают, что все же на такой радикальный шаг власти не решатся. Вероятнее всего, на первом этапе стоимость электроэнергии поднимется с нынешних 1,68 грн за кВт*час до 2,50 грн при реальном тарифе 6 грн.
Что касается отопления, то, считают специалисты, в новом сезоне мы увидим вместо нынешних 1654 грн за Гкал тариф 2,5-3 тыс. грн за Гкал, притом что «рынок» — это 3,5-4 тыс. грн.
При этом экономисты единодушны: дальнейшее повышение тарифов приведет к еще большему росту долгов по коммуналке, которые уже сегодня колоссальны – около 130 млрд грн. Причем, скорее всего, получится так: те, кто платили, продолжат платить, только еще больше. А кто не платил, тот после подорожания услуг тем более платить не будет.
— По всей видимости, как раз этот вариант и будет реализован, — отметил в беседе с KP.UA энергетический эксперт Юрий Корольчук. – Мол, богатые заплатят больше, а бедные будут иметь субсидии. Правда, по факту часть «типа богатых» отвалится и платежи снизятся. Мы все слышали заявление Бойко, что дотации с нынешних 140 млрд грн снизят до 40 млрд. Это, конечно, фантазии, но до 60-70 млрд вполне могут сократить.
Кстати, эксперт напоминает: в то время как за полтора года Европа потратила 792 млрд евро на общие компенсации своим потребителям газа и электроэнергии, в Украине ничего подобного нет.
— В финансовой международной помощи практически ничего не выделяется в виде подобных прямых дотаций для энергетической отрасли, компенсации потерь бизнеса, — отмечает Корольчук. — Есть сумма помощи, и уже из нее государство может самостоятельно выделять деньги на дотации, но по факту не выделяет ничего. Соответственно, пока все это ложится убытками на госпредприятия – «Энергоатом», «Укргидроэнерго», «Нафтогаз», «Укрэнерго» и т.д. Только по энергетике и тарифам подобная дотация для Украины должна была бы составить ориентировочно до 7-8 млрд евро, а с учетом поддержки энергетических компаний — до 14-15 млрд евро.
Но вернемся к нашему вопросу с долгами по коммуналке. Можно ли что-то предпринять, чтобы все-таки для начала уменьшить задолженность, а не продолжать вытягивать последние деньги из тех, кто платит? Здесь мнения экспертов разделились.
Так, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что с ростом неплатежей можно справиться, просто ужесточив наказание за неуплату коммуналки.
В свою очередь, глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко уверен: единственным способом снижения давления на кошелек плательщика является подписание договора реструктуризации. Чтобы на основании этого договора должник мог растянуть свои платежи по долгам на 3 года. В случае отказа подписания такого договора – лишать субсидий.
В то же время Юрий Корольчук считает, что ничего не получится до тех пор, пока украинская экономика не начнет расти.
— В теории и на практике для начала должен быть экономический рост, — резюмировал эксперт. – Вот тогда и деньги у людей будут, и платить начнут, и долги постепенно погашать.