Фото: facebook.com/MinistryofDefence.UA
Скандал с закупками от Минобороны буквально бьет под дых. Действительно больно в очередной раз осознавать верность известной поговорки «Кому война, а кому мать родна». В то время как одни украинцы отдают последние копейки на помощь фронту, другие только увеличили свои коррупционные аппетиты.
Но какими бы циничными не сделала нас война, верить в это не хочется. А потому возникают вполне резонные вопросы: как формируются ценники в подобных закупках и насколько корректно сравнивать цены в документе с ценами в розничных магазинах?
Эти вопросы KP.UA обсудила с экономистами.
Выше розницы
Ситуация более чем неприятная. В распоряжении ZN.UA оказался договор Министерства обороны на услуги организации питания в 2023 году воинских частей, дислоцированных в Полтавской, Сумской, Киевской, Житомирской, Черниговской и Черкасской областях, который был заключен 23 декабря 2022 года на сумму 13,16 млрд грн.
По данным журналистов, закупочные цены завышались и до войны, но тогда они публиковались в Prozorro и аппетиты были все же не такими «хамскими», как сейчас, когда Минобороны позволило себе заказывать продукты в разы дороже рынка.
Издание сравнило цены на самые простые продуты из документа с ценами продуктового магазина в одном из спальных районов Киева. Оказалось, что ценники в договоре оказались в два и более раз выше розничных цен. В частности, картофель в Минобороны заказали по 22 грн за кило (в рознице — 8–9 грн), куриные бедра – по 120 грн (80 грн), белокочанную капусту – по 30 грн (12 грн). Но больше всего поражают ценой закупки яйца, которые Минобороны законтрактовало по 17 грн за штуку, в то время как розничная цена в киевских магазинах составляет около 7 грн за штуку.
Про яйца
Новости про яйца вообще не сходят с газетных полос. До 170 грн за десяток дело, конечно, не дошло, но дорожают они буквально каждую неделю. Так, по данным портала Минфин, на 20 января десяток яиц «Квочка» стоит в среднем 74,2 грн, «Ясенсвіт» — 74,15 грн.
Надо сказать, что проблема подорожания яиц коснулась не только Украины. Например, в Эстонии минимальная цена на яйца за последнюю неделю поднялась с 1,49 до 1,69 евро (до 67,23 грн). Причем по такой цене можно купить яйца только утром: их быстро разбирают, и на прилавке остаются только по 2,49 евро (99 грн) и выше.
О том, что сегодня один из самых серьезных яичных кризисов в своей истории переживают США, написала на своей странице в соцсети журналист и блогер Анна Ковальчук.
— Цены на яйца в США достигли 6 долларов за дюжину (около 183 грн за десяток. – Авт.), высший сорт – 6,70 долларов, а за органические просят 9,99, — пишет Анна Ковальчук. — В сети завирусилось фото, где на упаковку яиц повесили сигналку и появился даже термин eggflation — яйцефляция. Причины кризиса вполне уважительные: птичий грипп, выкосивший почти 50 млн голов, разорванные со времен пандемии логистические цепочки плюс цены на корма и удобрения.
Анна Ковальчук обращает внимание на цифры: самые дешевые яйца в США продаются по 18 грн за штуку, что вполне созвучно с закупочной ценой Минобороны, и делает вывод: «Просто у нас армия во всем живет по стандартам НАТО».
Нельзя сказать, что солдаты голодают — но вероятность того, что на закупке и поставке продуктов наживаются и другие, очень высока. Фото: facebook.com/MinistryofDefence.UA
Некорректные данные
Но шутки шутками, а откуда все же взялись такие «конские цены» и насколько корректно их сравнивать с ценами в рознице? Если учитывать, что в розничные цены уже заложены и прибыль производителя, и наценка магазина, накрутка в договоре о закупках выглядит еще более впечатляюще.
И все же, говорит исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сравнение с розничными ценами некорректно.
— Из публикаций в СМИ непонятно, какие условия поставки, какие условия оплаты, — отметил эксперт в беседе с KP.UA. — Мы знаем, с каким временным лагом рассчитывается бюджет, – естественно, это будет закладываться в цену. Для того чтобы понять, насколько обоснованы указанные цены, нужно не обсуждать их все оптом, а анализировать каждую цену со всеми документами. В противном случае все это голословные заявления.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко также считает данные о ценах некорректными и называет их политическим заказом. Более того, по словам эксперта, в копии договора, который попал в распоряжение журналистов, вполне могли быть только общие цифры. В таком случае цены по каждой позиции они вполне могли посчитать самостоятельно.
«Ниже эти цены не будут, а вот выше – вполне»
Аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ поясняет: цены, которые мы видим в документе, это только намерения. По ним еще ничего не купили, и они не являются окончательными. Впрочем, радоваться по этому поводу не стоит: можно с уверенностью говорить, что ниже эти цены не будут, а вот выше – вполне.
Эксперт рассказал о нескольких нюансах госзакупок, которые оптимизма у непосвященных не вызовут.
Во-первых, после проведения тендера подписываются доппротоколы, которые могут зафиксировать совсем другие цены, поскольку они не являются частью тендерной процедуры. Победитель тендера пишет заявление о том, что в связи с инфляцией произошло резкое увеличение цены, которое нельзя было предугадать на дату проведения тендера, в связи с чем поставка будет произведена по другой цене. В итоге товар будет поставляться по ценам выше, чем предлагали и могли обеспечить без всяких повышений другие участники тендера.
Во-вторых, практика госзакупок нередко применяет интересный механизм: одни цены занижаются (эти лоты потом не выкупаются – например, указывается говядина по соблазнительным 170 грн кг, но в ходе закупок ее меняют на другой продукт), а другие – завышаются (вот как раз по ним и делаются закупки). Делается это для того, чтобы запутать и сбить с толку людей, которые анализируют эти данные. Как обстоят дела в данном случае — непонятно, говорит Алексей Кущ, ведь практическое воплощение госзакупки мы не видим.
— Если говорить о данном соглашении, то прослеживается не вполне корректный механизм работы, — продолжает эксперт. – В случае такого рамочного соглашения на год договоры должны были подписываться с несколькими участниками, которые бы конкурировали между собой. То есть после общего большого тендера должны были бы проходить маленькие внутренние тендеры. Такой информации я не видел, притом что информация о победителе вызывает вопросы. В случае госзакупок подрядчиком должна выступать компания с деловой репутацией, большим уставным фондом, которая специализируется на госзакупках. Если же речь идет о никому неизвестной фирме ( с уставным капиталом тысяча грн. – Ред.), возникает закономерный вопрос: зачем Министерству обороны сотрудничать с компанией, которая даже ничем не может подтвердить свои обязательства?
Подводя итоги, отметим, что наши госзакупки всегда выглядели довольно печально, но подобные «финты» во время войны приводят к тому, что руки опускаются даже у самых стойких. При этом Алексей Кущ уже почти год говорит о том, что государству нужно параллельно с Prozorro разработать платформу закупок для малого и среднего бизнеса. Украинский МСБ может поставлять продукты и одежду, оказывать транспортные и логистические услуги. Особенно учитывая, насколько стране необходима оптимизация логистики. У нас огромное количество времени и ресурсов тратится на перевозку грузов для армии из точки А в точку В. Мало того, еще и никого не волнует, что, возможно, из точки С доставка была бы дешевле и удобнее, так еще и обратно транспорт идет порожняком. Нет глобальной логистической программы, которая бы объединила всех подрядчиков в единую систему.
— Малому и среднему бизнесу нужна отдельная платформа, поскольку протолкнуться в Prozorro предпринимателю практически нереально, — резюмировал Алексей Кущ. – Уверен, что сто предпринимателей выполнят любой госзаказ быстрее, качественнее и дешевле, чем один крупный подрядчик. К сожалению, в этом вопросе у нас колоссальное упущение.